Subscribe
To get our newsletter please enter your email address in the box below and press 'Subscribe' button.

Покаяние

Printer Friendly Tell a Friend
Как может человек быть праведным пред Богом? Как может грешник стать праведным? Только через Христа можем мы быть приведены в согласие с Богом и Его святостью, — но как нам прийти ко Христу? Многие задают тот же вопрос, который задавало множество людей в день Пятидесятницы, когда они, обличаемые во грехах, взывали: "Что нам делать?" Первое слово апостола Петра в ответ на это было: "Покайтесь". Деян. 2, 37. 38. В другой раз, вскоре после этого, он сказал: "Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши". Деян. 3,19.

Покаяние включает в себя сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не признаем его греховности. Пока мы не отвернемся от греха всем сердцем, в жизни не произойдет действительной перемены.

Есть много людей, которые не понимают правильного характера покаяния. Многие сожалеют о том, что согрешили, и даже проявляют некоторую внешнюю реформу, потому что боятся, что их преступление повлечет за собой наказание. Но это не есть покаяние в библейском смысле. Эти люди сокрушаются о последствиях, а не о грехе. Такова была печаль Исава, когда он понял, что право первородства потеряно для него навсегда. Валаам пришел в ужас при виде ангела, стоявшего на его пути с обнаженным мечем: он признал свою вину, так как боялся за свою жизнь. Но у него не было настоящего раскаяния в грехе, не было изменения намерений, не было отвращения ко греху. Иуда Искариот, предав своего Господа, воскликнул: "Согрешил я, предав кровь невинную". Матф. 27, 4.

Это признание виновной души было вынуждено ужасным сознанием осуждения и страхом перед грядущим судом. Последствия, ожидавшие его, наполняли его ужасом; но в душе его не было глубокого, сердце раздирающего сокрушения, что он предал непорочного Сына Божия и отрекся от Святого Израилева. Фараон, страдая от судов Божьих, признал свой грех, чтобы избежать дальнейших наказаний, но возвращался к открытому неповиновению Богу, как только язва прекращалась. Все эти люди горевали о последствиях греха, но не сокрушались о самом грехе.

Но когда сердце поддается влиянию Духа Божия, тогда совесть пробуждается, и грешник начинает отчасти видеть глубину и святость закона Божия, который является основанием Его правления на небе и на земле. "Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир" (Иоан. 1, 9), освещает тайники его души, и скрытые дела тьмы становятся явными. Раскаяние охватывает ум и сердце. Грешник понимает праведность Иеговы и чувствует ужас, что должен явиться со всей своей виной и нечистотой пред Испытывающим сердца. Он видит любовь Божию, красоту святости и радость непорочности. Он жаждет быть очищенным и восстановленным в общении с Богом.

Молитва Давида после его падения в грех дает наглядную картину действительного сокрушения о грехе. Его раскаяние было искренним и глубоким. Здесь не было никаких попыток смягчить [25] свою вину. Его молитва не была вызвана желанием избежать грозящего суда. Давид видел чудовищность своего преступления; он видел испорченность своей души; он чувствовал отвращение ко греху. Он молился не только о прощении, но также об очищении сердца. Он жаждал радости освящения, чтобы снова быть в согласии и в общении с Богом. Он изливал свою душу в таких словах: "Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! Псал. 31, 1. 2. "Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои... Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною... Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега... Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего, и Духом владычественным утверди меня... Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою". Псал. 50, 3-16.

Покаяние, подобное этому, невозможно достичь собственными силами. Его можно получить только от Христа, Который восшел на высоту и дал дары людям. 

Как раз в этом пункте многие могут заблуждаться и поэтому не получают помощи, которую Христос желает им оказать. Они думают, что не могут прийти ко Христу, если прежде не покаются, и что покаяние подготавливает их к прощению грехов. Правда, покаяние предшествует прощению грехов, потому что только сокрушенное и кающееся сердце чувствует нужду в Спасителе. Но разве грешнику необходимо ждать, пока он покается, прежде чем он может прийти к Иисусу? Разве покаяние становится преградой между грешником и Спасителем?

Библия не учит нас, что грешник должен покаяться, прежде чем он откликнется на приглашение Христа: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Матф 11, 28. К настоящему раскаянию приводит сила, исходящая от Христа. Апостол Петр объяснил этот вопрос в своем обращении к израильтянам: "Его (Иисуса) возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов". Деян. 5, 31. Мы так же не можем покаяться без духа Христова, пробуждающего совесть, как не можем получить прощение без Христа.

Христос — источник всякого правильного побуждения. Только Он может вложить в сердце ненависть ко греху. Каждое искание истины и чистоты, каждое сознание нашей собственной греховности является доказательством, что Его Дух действует на наши сердца.

Иисус сказал: "И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе". Иоан. 12, 32. Христос должен быть показан грешнику, как Спаситель, умирающий за грехи мира. И когда мы смотрим на Агнца Божьего на Голгофском кресте, тайна искупления начинает открываться нашему уму, и благость Божия ведет нас к покаянию. Умирая за грешников, Христос проявил любовь, непостижимую для нас. И когда грешник видит эту любовь, она смягчает его сердце, производит впечатление на ум и вызывает раскаяние в душе.

Правда, иногда люди начинают стыдиться своих греховных дел и отказываются от некоторых из своих пагубных привычек, прежде чем начинают сознавать, что Христос влечет их к Себе. Но когда бы они ни прилагали усилий исправиться, начиная с искреннего желания исправиться, — это сила Христа влечет их к Нему. Неосознанное ими влияние действует на душу, и совесть пробуждается, и внешняя жизнь исправляется. И когда Христос побуждает их смотреть на Его крест, взирать на Того, Кого их грехи пронзили, тогда заповедь Его доходит до их сознания. Перед ними открывается всё нечестие их жизни, весь грех, глубоко внедрившийся в сердце. Они начинают понемногу понимать праведность Христа и взывают: "Что такое грех, что требуется такая великая жертва для искупления его пленников? Неужели вся эта любовь, все это страдание, все это унижение были необходимы, чтобы мы не погибли, но имели жизнь вечную?"

Грешник может сопротивляться этой любви, может отказываться быть привлеченным ко Христу; но если он не сопротивляется, то он будет привлечен к Иисусу. Знакомство с планом спасения приведет его к подножию креста в раскаянии во грехах, которые причинили столько страданий возлюбленному Сыну Божию. 

Тот же божественный разум, который действует в природе, обращается и к людям и вызывает в их сердцах невыразимую жажду чего-то, чего они не имеют. Ничто мирское не может удовлетворить этой жажды. Дух Божий умоляет их искать то, что одно только может дать мир и покой, а именно: благодать Христа и радость святости. Через видимые и невидимые влияния Спаситель постоянно старается отвлечь умы людей от неудовлетворяющих удовольствий греха и привлечь их к несметным благословениям, которые они могут иметь через Него. Ко всем этим душам, которые напрасно стараются пить из разбитых водоемов мира сего, относится божественная весть: "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром". Откр. 22,17.

Все вы, жаждущие сердцем чего-то лучшего, чем мир может дать, поймите, что эта жажда есть голос Божий в вашей душе. Просите Его дать вам покаяние, открыть вам Христа в Его безграничной любви, в Его совершенной чистоте. В жизни Спасителя показан совершенный образец основ Божьего закона — любви к Богу и к человеку. Милосердие и самоотверженная любовь были жизнью Его души. Когда мы взираем на Него, свет Спасителя озаряет нас, и мы видим греховность наших собственных сердец.

Возможно, что мы, подобно Никодиму, обнадёживаем себя, что наша жизнь безупречна, что наш характер соответствует требованиям морали, и что нам нет надобности смирить сердце перед Богом, как обычным грешникам. Но когда свет Христов озарит нашу душу, тогда мы увидим, насколько мы еще нечисты. Мы поймем эгоизм своих побуждений, свою вражду против Бога, которая оскверняет каждое действие в жизни. Тогда мы поймем, что наша собственная праведность действительно подобна запачканной и изорванной одежде, и что только кровь Христа может очистить нас от осквернения греха и обновить наши сердца по Его образу.

Один луч славы Божьей, один проблеск чистоты Христа, проникший в душу, делает каждое оскверняющее пятно мучительно заметным и открывает недостатки и нравственное уродство человеческого характера. Он делает очевидными неосвященность желаний, греховность сердца и нечистоту уст. Все вероломные дела грешника, делавшие закон Божий бездейственным в его жизни, открываются его взорам, и дух его поражен и сокрушен под испытывающим действием Духа Божия. Глядя на чистый и непорочный характер Христа, он ненавидит самого себя.

Когда пророк Даниил увидел славу, окружавшую посланного к нему небесного вестника, он был подавлен чувством собственного бессилия и несовершенства. Описывая действие этой чудесной сцены, он говорит: "Во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости". Дан. 10, 8. Тронутая таким образом душа возненавидит свое самолюбие, будет чувствовать отвращение к своему эгоизму и будет стараться — через праведность Христа — достигнуть чистоты сердца, которая находится в согласии с законом Божьим и с характером Христа.

Апостол Павел пишет, что "по правде законной" — пока вопрос касался внешних дел — он был "непорочный" (Фил. 3, 6). Но когда он понял духовный характер закона, он увидел, что он грешник. С точки зрения буквы закона, как люди применяют его к внешней жизни, он воздерживался от греха. Но когда он вник глубже в святые заповеди и увидел себя таким, как Бог его видит, он в смирении преклонился и исповедал свою вину. Он говорит: "Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер". Рим. 7, 9. 10. Когда он понял духовную природу закона, грех предстал пред ним во всем своем отвратительном виде — и его высокое мнение о себе исчезло.

Бог не считает все грехи одинаково великими. В Его оценке, также как у людей, существуют различные оттенки виновности. Но каким бы незначительным ни казался тот или иной неправильный поступок в глазах людей, никакой грех не является слишком маленьким в глазах Божьих. Суждение человека пристрастно и несовершенно. Но Бог дает всему правильную оценку. Пьяницу все презирают; ему говорят, что его грех лишит его доступа в царство небесное. В то же время гордость, эгоизм и скупость слишком часто остаются без порицания. Но эти грехи особенно отвратительны пред Богом, так как они противоречат благости Его характера и той самоотверженной любви, которая составляет окружающую обстановку несогрешившей вселенной. Человек, впадающий в один из более грубых грехов, может чувствовать стыд, сознавать свое убожество и нужду в благодати Христа. Но гордость не чувствует ни в чем нужды и поэтому она закрывает сердце для Христа и для бесчисленных благословений, которые Он пришел дать.

Несчастный мытарь, который молился: "Боже! будь милостив ко мне грешнику", — считал себя очень нехорошим человеком, и в таком же свете видели его другие люди. Но он сознавал свою вину. Со своим бременем вины и позора он пришел к Богу, прося Его о милости. Его сердце было открыто для Духа Божия, чтобы Он совершил в нем свое благодатное дело и освободил его от власти греха. Но молитва тщеславного и самодовольного фарисея показывает, что его сердце было закрыто для влияния Святого Духа. Он был далек от Бога и поэтому не чувствовал собственного осквернения, так противоположного совершенству божественной святости. Он не чувствовал никакой нужды и поэтому ничего не получил.

Если вы сознаете свою греховность, то не ждите, пока сами исправитесь. Как многие думают, что они недостаточно хороши, чтобы прийти ко Христу! Неужели вы ожидаете, что станете лучшими благодаря собственным стараниям? "Может ли ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкши делать злое?" Иерем. 13, 23. Наша помощь — только у Бога. Мы не должны ждать более сильных убеждений, лучших возможностей или более святого расположения духа. Мы ничего не можем сделать сами по себе. Мы должны прийти ко Христу такими, как мы есть.

Но пусть никто не обманывает себя мыслью, что Бог по Своей великой любви и милости спасает даже отвергающих Его благодать. Чрезвычайная греховность греха может быть понята только во свете Голгофского креста. Если люди уверяют, что Бог слишком добр, чтобы отвергнуть грешника, то пусть они смотрят на Голгофу. Так как не было иного способа спасти человека, так как без этой жертвы человечеству было невозможно избежать оскверняющей его силы греха и снова установить связь со святыми существами — невозможно снова стать причастниками духовной жизни — по этой причине Христос взял на Себя вину непокорных и пострадал вместо грешника. Эта любовь и страдания и смерть Сына Божия свидетельствуют об ужасной тяжести греха и показывают, что нет возможности избежать его власти, нет другой надежды на возвышенную жизнь, как только через подчинение души Христу.

Нераскаявшиеся люди иногда в свое оправдание указывают на других, выдающих себя за христиан, и говорят: "Я так же хорош, как и они. Они не проявляют больше самоотречения, больше здравого смысла или осмотрительности в поведении, чем и я. Они любят удовольствия и потворствуют себе так же, как и я". Таким образом они используют недостатки других, чтобы оправдать собственное пренебрежение своим долгом. Но грехи и недочеты других никого не оправдают, ибо Господь не оставил нам в пример ошибающегося человека. Сам непорочный Сын Божий дан нам в пример; а те люди, которые указывают на неправильную жизнь так называемых христиан, должны исправить свою собственную жизнь и показать лучший пример. Если они имеют такое возвышенное понятие о том, каким должен быть христианин, то не является ли их собственный грех тем более великим? Они знают, что правильно, и все же отказываются поступать соответственно этому.

Берегитесь медлительности. Не откладывайте, но оставьте свои грехи и старайтесь получить чистое сердце через Иисуса. В этом пункте многие тысячи людей делают роковую ошибку. Я не хочу здесь останавливаться на краткости и изменчивости жизни. Но существует ужасная опасность — недостаточно понятая опасность — откладывать подчиниться умоляющему голосу Святого Духа Божия и предпочитать жизнь во грехе, а этим, в сущности, промедление и является. Каким бы незначительным грех ни считался, потворствовать ему можно только, рискуя погибнуть навеки! То, чего мы не победили, победит нас и повлечет за собой нашу гибель.

Адам и Ева уверяли самих себя, что такой незначительный поступок, как съесть запрещенный плод, не может повлечь за собой такие ужасные последствия, как Бог объявил. Но этот незначительный поступок был нарушением Божьего неизменного и святого закона, и это разлучило человека с Богом и наводнило мир невыразимыми бедствиями и смертью. Веками с земли раздаются непрестанные скорбные рыдания и "вся тварь совокупно стенает и мучится" в результате непослушания человека. Даже на небе чувствовались результаты его восстания против Бога. Голгофский крест стоит, как памятник изумительно великой жертвы примирения за нарушение божественного закона. Не будем же смотреть на грех, как на маловажное дело.

Каждое преступление, каждое пренебрежение или отвержение благодати Христа отражается на вас самих: оно делает сердце черствым, развращает волю, притупляет понимание и делает вас не только менее склонным, но и менее способным внимать любвеобильным увещаниям Святого Духа Божия.

Многие успокаивают свою беспокойную совесть мыслью, что они могут изменить греховную жизнь, когда только захотят, что они могут шутить с приглашениями милости Божьей и все снова и снова находиться под Его влиянием. Они думают, что после сопротивления Духу благодати, после проявления своего влияния в пользу сатаны, они могут в момент крайней нужды изменить свой образ действия. Но это не так легко сделать. Воспитание и опыт целой жизни так основательно формируют их характер, что лишь немногие из них тогда пожелают стать подобными Иисусу.

Даже одна плохая черта характера, одно греховное желание, постоянно лелеемое, в конце концов нейтрализует всю силу евангелия. Каждое потворство греху все больше отвращает душу от Бога. Человек, который проявляет греховную дерзость или тупое равнодушие к божественной истине, только пожинает урожай того, что он сам посеял. Во всей Библии нет более строгого предостережения против заигрывания с грехом, чем слова мудрого Соломона, что грешник "в узах греха своего (он) содержится". Притчи 5, 22.

Христос готов освободить нас от греха, но Он не принуждает нашу волю; и если через постоянные преступления воля совершенно склоняется ко злу, и мы не желаем быть освобожденными и не хотим принять Его благодать, то что Он может больше сделать? Мы сами себя погубили своим решительным отказом от Его любви. "Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения". 2 Кор. 6, 2. "Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". Евр. 3, 7. 8.

"Человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце" (1 Цар. 16, 7), — на человеческое сердце с его противоречивыми чувствами радости и печали; на блуждающее, своенравное сердце, где скрывается столько нечистоты и обмана. Он знает его побуждения, его точные намерения и цели. Идите же к Нему, как бы ни была загрязнена ваша душа. Подобно псалмопевцу, откройте все ее тайники перед всевидящим оком, взывая: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный". Псал. 138, 23. 24.

Многие люди принимают религию разума, некоторый "вид благочестия", между тем как сердце остается неочищенным. Пусть будет вашей молитвой: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня". Псал. 50, 12. Будьте искренны с самими собой. Отнеситесь к этому так серьезно и так строго, как вы поступили бы, если бы ваша жизнь находилась в опасности. Этот вопрос должен быть решен между Богом и вашей собственной душой — решен для вечности. Предполагаемая надежда и больше ничего только приведут вас к гибели. Исследуйте Слово Божие с молитвой. В этом Слове представлены вам через закон Божий и жизнь Христа великие основы святости, "без которой никто не увидит Господа". Евр. 12, 14. Слово Божие обличает в грехах. Оно просто показывает путь спасения. Прислушивайтесь к нему, как к голосу Божьему, обращенному к вашей душе.

Когда вы поймёте чудовищность греха, когда увидите самих себя в действительном вашем состоянии — не предавайтесь отчаянию. Христос для того и пришел, чтобы спасти грешников. От нас не требуется, чтобы мы примирили Бога с нами, но — о, чудесная любовь! — "Бог во Христе примирил с Собою мир". 2 Кор. 5, 19. Он Своей чуткой любовью влечет к Себе сердца Своих заблудших детей. Никакие земные родители не могут относиться с таким терпением к недостаткам и ошибкам своих детей, с каким Бог относится к тем, кого Он старается спасти. Никто другой не может умолять согрешившего с большим участием. Уста человека никогда не обращались к заблудшим с более нежной мольбой, чем Он. Все Его обещания, Его предостережения — не что иное, как дыхание невыразимой любви.

Когда сатана приступит к вам, говоря, что вы —  большой грешник, тогда смотрите на своего Искупителя и говорите о Его достоинствах. Смотрите на Его свет, и это поможет вам. Признайте свой грех, но скажите врагу души что "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников" (1 Тим. 1, 15), и что вы можете быть спасены Его непревзойденной любовью. Иисус задал Симону (фарисею) вопрос относительно двух должников. Один был должен своему господину небольшую сумму, другой же — очень большую сумму денег. Но он простил обоих. И Христос спросил Симона, который из должников будет больше любить своего господина. Симон ответил:"Тот, которому больше простил" Лук. 7, 43. Мы большие грешники, но Христос умер, чтобы мы могли быть прощены. Заслуги Его жертвы достаточны, чтобы представить их Отцу ради нас. Те, кому Он простил больше всего, будут любить Его больше всего и будут стоять ближе всего к Его престолу, прославляя Его за великую любовь и безграничную жертву. Когда мы лучше всего понимаем любовь Божию, тогда мы лучше всего сознаем всю греховность греха. Когда мы увидим, какая длинная цепь была спущена с неба для нашего спасения, когда мы поймем хоть немного бесконечно великую жертву, принесенную Христом ради нас, тогда сердце умилится в любви и раскаянии. 

-->
Lyrics by ViArt Free PHP CMS