Человек первоначально был наделен
благородными силами души и хорошо уравновешенным мышлением. Он был совершен во
всем своем существе и находился в согласии с Богом. Его мысли были чисты, его
стремления — святы. Но через непослушание его душевные силы были извращены;
место любви занял эгоизм. Его природа настолько ослабела через преступления,
что ему стало невозможно собственными усилиями сопротивляться власти греха. Он
стал пленником сатаны и остался бы им навсегда, если бы Бог не вмешался особым
способом. Целью искусителя было помешать исполнению плана Божьего в сотворении
человека и наполнить землю бедствиями и опустошением. Затем он указывал бы на
все это зло, как на дело Божье, как на результат сотворения человека. В своем
безгрешном состоянии человек имел счастливое общение с Тем, "в Котором
сокрыты все сокровища премудрости и ведения". Колос. 2, 3. Но когда он
согрешил, тогда он не мог больше находить счастья в святости и старался
скрыться от присутствия Божия. Таково состояние невозрожденного сердца до
настоящего времени. Оно не живет в согласии с Богом и не находит никакого
удовольствия в общении с Ним. Грешник не мог бы быть счастливым в присутствии Божьем;
он избегал бы общества святых существ. Если бы он был допущен на небо, он не
находил бы в этом радости. Дух самоотверженной любви, царствующий там, где
каждое сердце отзывается на зов бесконечной Любви, не нашел бы отголоска в его
душе. Его мысли, его интересы, его побуждения были бы чуждыми всему тому,
что побуждает к действию безгрешных обитателей неба. Он был бы диссонансом в
небесной мелодии.
Небо было бы для него местом
мучения. Он пожелал бы скрыться от Того, Кто является светом и центром радости.
Нечестивые не будут допущены на небо не по произвольному приговору Божьему; они
не будут допущены благодаря своей непригодности для этого общества. Слава Божия
была бы для них огнем поедающим. Они приветствовали бы уничтожение, чтобы только
скрыться от лица Того, Кто умер, чтобы искупить их.
Нам невозможно собственными силами
спастись из той пучины греха, в которую мы погрузились. Наши сердца наполнены
грехом, и мы не можем изменить их. "Кто родился чистым от нечистого? ни
один". "Потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону
Божьему не покоряются, да и не могут". Иова 14, 4; Рим. 8, 7. Образование,
культура, применение собственной воли, все возможные старания человека — все
это имеет свой определенный круг действия, но здесь они бессильны. Они могут
вызвать у человека внешнюю корректность поведения, но они не могут изменить
сердца, не могут очистить истоков жизни. Необходима сила, действующая изнутри,
и новая жизнь свыше, прежде чем человек может перейти от греха к святости. И
эта сила — Христос. Только Его благодать может оживить мертвые силы души и
привлечь ее к Богу и к святости.
Спаситель сказал: "Если кто не родится свыше" — если он не получит новое сердце, новые желания, новые
цели, новые побуждения, ведущие к новой жизни, — то он "не может увидеть
царствия Божия". Иоан. 3, 3. Идея, что человеку необходимо только развить
то доброе, которое по природе присуще ему, есть роковое заблуждение.
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он
почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить
духовно". "Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться
свыше". 1 Кор. 2, 14; Иоан. 3, 7. О Христе написано: "В Нем была
жизнь, и жизнь была свет человеков", "ибо нет другого имени под
небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Иоан. 1, 4;
Деян. 4,12.
Недостаточно замечать благоволение
Божие к нам и видеть Его благосклонность и отеческую чуткость Его характера.
Недостаточно признавать мудрость и справедливость Его закона и видеть, что он
основан на вечном принципе любви. Апостол Павел понимал все это, когда писал:
"соглашаюсь с законом, что он добр". "Заповедь свята и праведна
и добра". Но он добавляет с горечью, в душевной тоске и в отчаянии: "А
я плотян, продан греху". Рим. 7, 16. 12. 14. Он жаждал чистоты и праведности,
которую он сам по себе был бессилен достигнуть, и восклицал: "Бедный я
человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" Рим. 7, 24. Такой зов
исходит из многих обремененных сердец во всех странах, во все века. И для всех
имеется только один ответ: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех
мира". Иоан. 1, 29. Дух Божий употребляет многочисленные иллюстрации,
стараясь представить эту истину и объяснить ее душам, жаждущим освобождения от
гнета вины. Когда Иаков согрешил, обманув Исава, и бежал из родительского дома,
он был подавлен сознанием своей вины. Одинокий изгнанник, разлученный со
всем, чем он дорожил в жизни, он больше всего был подавлен одной мыслью,
тяготившей душу. Это был страх, что его грех прервал его связь с Богом, что он
покинут Богом. Угнетенный печалью, он лег отдохнуть на голой земле; вокруг него
были только безлюдные холмы, а наверху — усеянное звездами небо. Во время сна
ему явился странный свет. И вот с равнины, где он лежал, огромные призрачные
ступени, казалось, поднимались вверх, к самым вратам неба, и по ним поднимались
и спускались ангелы Божии, а из сияния наверху раздался голос, несущий весть
утешения и надежды. Таким образом Иаков узнал то, что могло удовлетворить нужду
и томление его души: он узнал о Спасителе. С радостью и благодарностью он
смотрел на открытый ему способ, благодаря которому он, грешник, может снова
установить связь с Богом. Таинственная лестница в его сне изображала Иисуса,
единственного Посредника, связывающего Бога с человеком.
Это та же иллюстрация, на которую
Иисус указал в беседе с Нафанаилом: "Истинно, истинно говорю вам: отныне
будете видеть небо отверстым и ангелов Божьих восходящих и нисходящих к Сыну
Человеческому". Иоан. 1, 51. Отступив от Бога, человек стал чужим для
Него; связь между землей и небом прервалась. Через отделяющее пространство не
могло быть никакого общения. Но через Христа земля опять соединена с небом.
Христос Своими собственными заслугами соорудил мост через пропасть, созданную
грехом, так что служебные духи-ангелы могут иметь общение с человеком. Христос
соединяет человека, со всеми его слабостями и беспомощностью, с Источником
безграничного могущества.
Но напрасны все мечты людей о
прогрессе, напрасны все старания поднять человечество (на более высокую
ступень), если они пренебрегают единственным Источником надежды и помощи для
павшего рода человеческого. "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный
нисходит" от Бога. Иак. 1, 17. Без Него нет действительного совершенства
характера. А единственный путь в Богу — это Христос. Он говорит: "Я есмь
путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня".
Иоан. 14,6.
Сердце Божье переполнено любовью к
Его земным детям, и эта любовь крепче смерти. Отдав Своего Сына, Он излил на
нас все дары неба в этом одном даре. Жизнь, смерть и ходатайство Спасителя, служение
ангелов, влияние Духа Святого, Отец, действующий превыше всех и через всех,
непрестанная заинтересованность небожителей — всё и все участвуют в деле
искупления человека.
О, будем же размышлять об
изумительной жертве, принесенной ради нас! Постараемся оценить труд и усилия,
прилагаемые Богом, чтобы спасти погибших и вернуть их в дом Отца. Невозможно
было бы привести в действие более сильные мотивы и более мощные средства.
Превосходящая всё награда за правильные поступки, наслаждения неба, общество
ангелов, общение с Богом и Его Сыном и их любовь, рост и расширение всех наших
душевных сил в течение всей вечности, — разве это не мощные побудительные мотивы
и поощрения, чтобы убедить нас отдать свое сердце нашему Творцу и Искупителю на
служение любви?
С другой стороны, суды Божии над
грехом, неизбежное возмездие, вырождение нашего характера и окончательное
уничтожение представлены в слове Божьем, чтобы предостеречь нас от служения сатане.
Не должны ли мы обратить внимание на милость Божию? Что еще больше мог
Он сделать? Установим же правильные отношения с Ним, возлюбившим нас такой
изумительной любовью! Воспользуемся предоставленными нам средствами, чтобы быть
преображенными в Его образ, и чтобы восстановилось наше общение со служебными
духами-ангелами и наше согласие и общение с Отцом и Сыном!