“Чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим
его?” В земных властях нет ничего, что могло бы служить для сравнения. Никакое
гражданское общество не могло стать для Него символом Царства Божьего. “Оно —
как зерно горчичное, — говорит Он, — которое, когда сеется в землю, есть меньше
всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков,
и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные”
(Мк. 4:31, 32).
Семя, брошенное в землю, прорастает благодаря заложенным в
нем Самим Богом законом жизни и совершенно не зависит от силы самого человека.
То же справедливо и в отношении Царства Христа. Это — новое творение. Принципы
его развития противоположны законам, которыми управлялись и управляются земные
царства. Земные правители утверждают власть физической силой; они поддерживают
свое правление войнами. Основатель же Нового Царства есть Князь Мира. Святой
Дух представляет мирские царства в образе свирепых зверей — хищников; Христос
же — это “Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира” (Ин. 1:29).
В Его способе управления нет места грубой силе, попирающей совесть и свободу.
Евреи ожидали, что Царство Божье будет установлено таким же образом, как всегда
устанавливались царства мира сего. Для склонения людей к праведности они
использовали внешние воздействия. Они изобретали земные методы и разрабатывали
человеческие планы праведной жизни. Христос же, укореняя в сердце вечную истину
и праведность, противодействует заблуждениям и греху.
Когда Иисус рассказывал свою притчу, горчичные растения можно
было видеть везде. Они высоко поднимались над травами и зерновыми, их ветви
легко раскачивались в воздухе. Птицы перелетали с ветки на ветку и распевали
среди густой листвы. А начинались эти гигантские растения едва ли не из самых
маленьких семян. Сначала такое семя образует нежный росток. Но на самом деле
оно обладает огромной жизненной силой и упорно растет, развиваясь, пока не
достигнет в конце концов величественных размеров. Так же и Царство Христа
вначале кажется скромным и незначительным. В сравнении с земными царствами оно
выглядит самым маленьким. У правителей этого мира Христово притязание на
царство могло вызвать насмешку. Однако в великих истинах, дарованных
последователям Христа, Царство Евангелия несло в себе могучую Божественную
жизнь. И как быстро оно разрослось, как широко распространилось его влияние!
Когда Христос рассказывал притчу о горчичном зерне, в новое Царство входило
лишь несколько галилейских крестьян. Их бедность и малое количество
становились еще одним поводом, чтобы отговорить других от присоединения к этим
простым рыбакам, следовавшим за Иисусом. Но горчичному семени предстояло расти
и раскинуть свои ветви по всему миру. Когда все земные царства, чья слава
поражала воображение людей, погибнут, Царство Христа останется могущественным и
всеобъемлющим.
То же и с благодатью. Вначале она утверждается в сердце
человека малозаметно. Но Слово сказано, луч света проник в душу, и воздействие,
знаменующее начало новой жизни, уже началось; и кто может измерить результаты
этого?
Притча о горчичном семени не только в целом иллюстрирует рост
Царства Христа, но каждая отдельная стадия этого процесса роста повторяет
моменты развития, описанные в притче. В каждом поколении Бог дает Своей Церкви
особую истину и особые задачи. И каждый раз истина, сокрытая от мудрецов мира
сего, слишком осторожных и осмотрительных, открывается людям простым и
скромным. Истина зовет к самопожертвованию; зовет на путь битвы и победы.
Вначале истину исповедуют немногие. Их презирают, им противостоят великие мира
сего и церковь, сообразовавшаяся с этим миром. Посмотрите на Иоанна Крестителя,
предтечу Христа, поднявшегося, чтобы в одиночку изобличить иудеев в гордости и
формализме. Посмотрите на первых вестников Евангелия в Европе. Какой
незаметной, какой безнадежной представлялась миссия Павла и Силы, когда они
вместе со своими соработниками отправились из Троады в Филиппы. Так было и с
Павлом, в цепях проповедовавшим Христа в дворце цезарей. Так было с малыми
общинами рабов и крестьян, вступившими в конфликт с язычеством императорского
Рима. Так было с Мартином Лютером, восставшим против могущественной церкви,
которая в его времена была олицетворением мудрости мира сего. Он крепко
держался Слова Бога, выступив против императора и папы: “На этом я стою и не
могу иначе. Да поможет мне Бог”. Так было с Джоном Уэсли, проповедовавшим
Христа и Его правду в эпоху формализма, чувственности и неверия. Представьте
себе этого человека, удрученного несчастиями языческого мира, жаждущего нести
этому миру Христово послание любви и услышавшего в ответ: “Садитесь, молодой
человек. Когда Бог пожелает обратить язычников, Он сделает это без вашей или
моей помощи”.
Вожди религиозной мысли нашего времени возносят хвалу и ставят
памятники тем, кто сеял семена истины в прошедших веках. Но разве это не
правда, что зачастую, совершая эту работу, они вытаптывают ростки тех же семян
в современном мире? Вновь выдвигается старое возражение: “Мы знаем, что с
Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он” (Ин. 9:29). Как и в
прошлые века, особые истины, предназначенные как раз для нашего времени,
открываются не авторитетами духовенства, но в среде мужчин и женщин, не
являющихся ни слишком учеными, ни слишком мудрыми, но просто верующими в Слово
Божье.
“Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас
мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое
мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить
сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы
упразднить значащее” (1 Кор. 1:26—28); “чтобы вера ваша утверждалась
не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (1 Кор. 2:5).
И в нынешнем, последнем поколении притча о горчичном семени
найдет свое триумфальное исполнение. Малое семя станет деревом. Последняя весть
милости и предостережения зовет идти ко “всякому племени, и колену, и языку, и
народу” (Откр. 14:6), “чтобы составить из них народ во имя Свое” (Деян.
15:14; Откр. 18:1). И земля озарится славой Его.