У
иудеев было принято разводиться с женой по самой незначительной
причине, после чего последняя считалась свободной и могла снова выйти
замуж. Этот обычай приводил к самым постыдным деяниям и греху. В
Нагорной проповеди Иисус определенно заявил, что для расторжения брака
может быть только одна причина — неверность супружескому обету. Он
сказал, что кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот
подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот
прелюбодействует (см. Матфея 19:9).
Когда
в дальнейшем фарисеи спросили Иисуса, позволительно ли разводиться, Он
указал им на установление брака при сотворении мира: «Моисей по
жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала
не было так» (Матфея 19:8).
Христос напомнил о благословенных днях в Едеме, когда Господь нашел,
что все «хорошо весьма». Здесь получили свое начало брак и суббота, два
тесно связанных установления, созданных ради славы Божьей и во благо
людей. Соединив руки святой четы, Творец сказал: «Потому оставит человек
отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Бытие 2:24).
Он объявил закон супружества всем детям Адама до скончания века. Все,
что, по мнению предвечного Отца Небесного, было хорошо, стало законом
высочайшего благословения и развития человечества.
Как
и все остальные благие дары Бога, вверенные человечеству, супружество
было извращено грехом, однако Евангелие призвано вернуть ему изначальную
чистоту и красоту. Как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете брачный
союз иллюстрирует нежную и священную связь Христа с Его народом,
искупленным ценой Его голгофских страданий. «Не бойся! — сказал Он, —
ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель
твой — Святой Израилев» (Исаии 54:4, 5). «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами» (Иеремии 3:14). В Книге Песни Песней мы слышим голос невесты: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песнь Песней 2:16);
а Тот, Который «лучше десяти тысяч других» и «весь любезность»,
отвечает ей: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песнь Песней 5:10, 16; 4:7).
Когда
впоследствии апостол Павел писал христианам Ефеса, он указывал, что
Господь поставил мужа главою жены для ее защиты и для сплочения всех
членов семьи, подобно тому, как Христос есть глава Церкви и Спаситель
тела. Далее Павел говорит: «Но, как Церковь повинуется Христу, так и
жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос
возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею
водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью,
не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была
свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен» (Ефесянам 5:24#28).
Только
благодать Христа может сделать данное установление таким, каким его
хочет видеть Господь, а именно: средством благословения и возвышения
человечества. Только так семьи на земле своим миром, единством и любовью
могут олицетворять небесную семью.
Теперь,
как и во дни Христа, состояние общества представляет собой печальную
картину в сравнении с небесным идеалом этих священных уз. Однако
Евангелие Христа предлагает утешение даже тем, кто вместо ожидаемых
дружбы и радости столкнулся с горечью и разочарованием. Терпение и
мягкость, даруемые Духом Христа, облегчат их горькую участь. Сердце, в
котором обитает Христос, будет столь исполнено и насыщено Его любовью,
что не станет стремиться обратить на себя внимание или вызвать к себе
сочувствие. Лишь при условии полной покорности души Богу Его мудрость
может совершить то, что не удается человеческой мудрости. Через
откровение благодати Божьей сердца, прежде чуждые и совершенно
равнодушные друг к другу, могут быть объединены узами более крепкими и
прочными, чем земные, — золотыми узами любви, способными выдержать все
испытания.