«И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матфея 5:2, 3)
Эти
слова удивленная толпа воспринимает как нечто абсолютно новое и весьма
странное. Подобное учение противоречит всему тому, что иудеи когда-либо
слышали от священников или раввинов. В нем они не видят ничего, что
польстило бы их гордости или напитало их честолюбивые надежды. Но этот
новый Учитель обладает какой-то силой, и Его слушают, затаив дыхание.
Благоухание Божественной любви, словно аромат душистого цветка,
распространяется вокруг Его личности.
Слова Учителя нисходят, «как дождь
на скошенный луг, как капли, орошающие землю» (Псалтирь 71:6).
Собравшиеся на проповедь инстинктивно чувствуют, что Он читает тайники
каждой души и вместе с тем подходит к людям с нежной сострадательностью.
Их сердца раскрываются перед Ним, и в то время, пока слушатели внимают
Ему, Дух Святой открывает им значение учения, в котором люди столь
сильно нуждались во все времена.
Во
дни Христа религиозные вожди народа считали себя духовно богатыми
людьми. Молитва фарисея «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как
прочие люди» (Луки 18:11)
выражает мысли не только всего этого сословия, но и в значительной мере
народа в целом. Тем не менее в окружавшей Иисуса толпе были люди,
сознававшие свою духовную нищету. Когда в чудесном улове проявилась
Божественная сила Христа, Петр, упав к ногам Спасителя, воскликнул: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Луки 5:8).
Так и среди собравшихся на горе нашлись души, которые в Его святом
присутствии почувствовали, что они «несчастны, и жалки, и слепы, и нищи,
и наги» (Откровение 3:17), и возжаждали спасительной благодати Божьей (см. Титу 2:11). В этих душах теплые слова Христа пробуждали надежду; они видели, что их жизнь благословлена Богом.
Иисус предложил чашу благословения и тем, кто считал, что «богат, разбогател и ни в чем не имеет нужды» (Откровение 3:17),
но они с презрением отвернулись от драгоценного Божьего дара. Если
человек считает себя добродетельным и достаточно хорошим, если он
удовлетворен своим настоящим положением, то у него нет стремления стать
причастником благодати и праведности Христа.
Гордый не чувствует нужды, а
потому затворяет свое сердце перед Христом и Его неисчерпаемыми
благословениями. В сердце такого человека не остается места для Иисуса.
Кто богат и достоин почестей в собственных глазах, не просит с верой и
не получает благословения Божьего. Он чувствует себя насыщенным и потому
уходит ни с чем. Но люди, сознающие, что сами себя спасти они не могут и
сами по себе не в состоянии творить добро, оценят помощь, которую может
предложить им Христос. Они и есть нищие духом, которых Христос называет
блаженными.
Тех,
кого Христос прощает, Он прежде приводит к покаянию, а обличение во
грехе является делом Духа Святого. Обличаемые Духом Божьим сознают, что в
их сердцах нет ничего доброго. Они видят, что все их прежние дела
замешаны на себялюбии и грехе. Подобно бедному мытарю, они стоят в
стороне, не решаясь поднять глаза к небу, и молят: «Боже! будь милостив
ко мне, грешнику!» (Луки 18:13). И получают благословение. Кающемуся дается прощение, ибо Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29).
Обетование Божье гласит: «Если будут грехи ваши, как багряное, — как
снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Исаии 1:18). «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... Вложу внутрь вас дух Мой» (Иезекииля 36:26—28).
О
нищих духом Христос говорит: «Их есть Царство Небесное». Спаситель
вовсе не имел в виду временное земное царство, как на то рассчитывали
слушатели Иисуса. Христос раскрыл перед ними духовное царство Своей
любви, благодати и праведности. Знаком, свидетельствующим о правлении
Мессии, является подобие Сыну Человеческому. Его подданные нищи духом,
кротки, гонимы за правду. Им принадлежит Царство Небесное. И хотя работа
Духа Святого в их сердцах еще не закончена, Он непременно приготовит их
«к участию в наследии святых во свете» (Колоссянам 1:12).
Все,
кто ощущают свою глубокую духовную нищету и чувствуют, что в них нет
ничего доброго, могут обрести праведность и силу, взирая на Иисуса. Он
призывает: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные» (Матфея 11:28). Он предлагает вам поменять вашу нищету на богатства Его благодати.
Мы не достойны любви Божьей, но ее достоин Христос, Поручитель наш, и Он
в состоянии спасти всех, приходящих к Нему. Каким бы ни было ваше
прошлое, как бы прискорбно ни было ваше нынешнее положение, если только
вы придете ко Христу такими, какие вы есть, — слабыми, беспомощными и
отчаявшимися, наш сострадательный Спаситель выйдет вам навстречу,
заключит в Свои любящие объятия и оденет в одежду Своей праведности.
Он
представляет нас Отцу в белых одеждах Своего характера. Он просит Бога
за нас, говоря: «Я занял место этого грешника; не смотри на это
своевольное дитя, но смотри на Меня». Как бы громко ни обвинял сатана
наши души во грехе и как бы ни притязал на нас как на свою добычу, —
кровь Христа ходатайствует с большой силой.
«Только у Господа, будут говорить о Мне, правда и сила... Господом будет оправдано и прославлено все племя Израилево» (Исаии 45:24, 25).